Вступление

Ни одна отрасль промышленности не отражает существующее состояние общества так достоверно как автомобилестроение. Когда оно только зарождалось, стимулами для его развития служили любопытство и дух первооткрывателя в создании новых форм коммуникаций и перемещения в пространстве. Позже автомобиль стал символом наиболее состоятельных и элитарных слоев общества, которые в поисках оригинального способа выделиться повлияли на необыкновенную техническую и стилистическую эволюцию этого нового транспортного средства. Со временем глобальная индустриализация превратила автомобиль в стандартный продукт производственной деятельности: «Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения». Водители постепенно превратились в обыкновенных клиентов, удовлетворенных, в первую очередь, самим фактом обладания этим средством передвижения, и только после этого его техническими характеристиками, типом кузова или цветом. С каждым днем требования покупателей становились все более взыскательными: каждый хотел видеть в своем автомобиле реализацию собственных желаний, своего стиля жизни: лимузины и кабриолеты для «звезд», седаны и малолитражки для горожан, универсалы для домохозяек, внедорожники для сельчан. Автовладельцы испытывают к своим машинам любовь, ласку и обожание, и по их мнению все вокруг должны разделять эти чувства. Богатые и бедные объединились в одной общей мечте о спортивных мероприятиях с участием достойных памяти автомобилей самых различных марок, за рулем которых были бы легендарные чемпионы. Так из поколения в поколение известнейшие конструкторы всего мира собственными руками воплощали мечту в реальность. В 1986 г. автомобиль отпраздновал свой столетний день рождения. К этому времени в течение своего непрерывного развития автомобильная промышленность достигла невероятных технических и технологических успехов, миновав множество структурных и конъюнктурных кризисов (так на протяжении XX века исчезло большое количество замечательных брэндов в результате постоянной селекции и жесткой конкурентной борьбы в сфере автомобилестроения). И все это для того, чтобы стать протагонистом третьего тысячелетия, пробуждающего энтузиазм и новые страсти.

Сегодня традиционные характеристики автомобиля, заключающиеся в мощности и стиле, не вызывают таких восторженных чувств как несколько десятилетий назад. На первое место вышли изобретательность конструкционных рассуждений, возможность удовлетворения новых потребительских и общечеловеческих требований в сфере охраны окружающей среды, экономии, безопасности и комфорта. Новые требования зрелой и сознательной клиентуры автомобильной промышленности не только показывают их личное отношение к «четырем колесам», но и диктуют производителям новые правила открытого и конкурентоспособного мирового рынка.

На сегодняшний день на дорогах мира находится уже более полумиллиарда автомобилей, причем с каждым днем появляются все новые и новые географические регионы, где частные или государственные предприятия и компании автомобильной отрасли становятся символом прогресса и благосостояния. Стремительно продолжают развиваться и автопроизводители стран, где эта индустрия зародилась и развилась: Европа, Соединенные Штаты Америки и Япония.

Так «глобальный» автомобиль стал реальностью, и о том, каким именно образом это произошло и какие индустриальные явления сопутствовали такому стремительному процессу, рассказывается в этой книге. Здесь представлены компании, вышедшие на мировой рынок. Однако существует множество и региональных производителей автомобилей, в том числе и те, кто собственноручно собирает и модернизирует в своем гараже в будущем, возможно, всемирно известную машину. Но на сегодняшний день они не известны ни мировому сообществу, ни, к сожалению, авторам этой энциклопедии. Разрабатываемые ежедневно новые и более совершенные автомобили усложняются в дизайне и тем более в технической конструкции, поэтому в этой книге читатель найдет как технические характеристики самых популярных моделей, так и советы по эксплуатации, уходу и улучшению условий содержания своего «железного друга».